Ввод в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию

Содержание

Понятие ввода в эксплуатацию

Понятие Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию содержится в Градостроительном кодексе РФ, в ст. 55:

«Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.»

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо подготовить установленный законом перечень документов, пройти предусмотренные нормами права последовательные процедуры.

В зависимости от вида строительных работ, которые производились на объекте недвижимости, перечень документов и действий для ввода будет различным.

Два основных вида разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после строительства и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.

Государственные органы выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию

Главным государственным органом, на который возложена обязанность выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию ОКСов на федеральном уровне является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Органом государственной власти, уполномоченным на выдачу Разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в Москве является Мосгосстройнадзор (Комитет государственного строительного надзора города Москвы), в Санкт-Петербурге – Гостройнадзор Санкт-Петербурга (Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга).

В других регионах органы называются аналогичным образом. Главная функция этих федеральных, региональных уполномоченных государственных организаций – проверка законности строительства и реконструкции ОКСов на территории Российской Федерации и их соответствие нормам и регламентам, действующим в настоящее время.

Для специализированных объектов недвижимости могут предусмотрены особые правила ввода в эксплуатацию и госорганы, которые вправе выдать разрешение на ввод. К примеру, «Роскосмос» выдает разрешения на ввод объектов, связанных с космической отраслью.

Полномочия органов государственной власти в сфере строительной экспертизы и выдачи разрешительной документации закреплены:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
  3. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 года №251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти».

Согласно иерархии законодательства, главенствующее место занимает Градостроительный кодекс, иные нормативные акты разрабатываются на его основе и не могут ему противоречить.

Для реализации норм по выдаче разрешительной документации на ОКС в каждом регионе могут быть разработаны свои нормативно-правовые акты, но противоречить ГрК РФ они не могут.

Документы для ввода в эксплуатацию

Грк РФ установлен ограниченный перечень документов, которые следует подготовить и направить в уполномоченный госорган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К ним относятся:

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  2. Документы, свидетельствующие о правомерном использовании земельного участка, на котором расположен ОКС (свидетельство о праве на землю, договор аренды).
  3. Градостроительный план или проект планировки и проект межевания (для линейных объектов).
  4. Разрешение на строительство ОКС.
  5. Акт, в соответствии с которым ОКС был принят заказчиком работ – для случаев строительства/реконструкции на основании договоров.
  6. Подтверждение соответствия проведенных строительных работ техническим регламентам, иным требованиям и нормам (этот документ подготавливается и подписывается уполномоченным лицом от строительной компании, производившей соответствующие работы).
  7. Подтверждения соответствия строительства или реконструкции на объекте изготовленному ранее проекту строительства или реконструкции.
  8. Письмо или иной документ от уполномоченной организации, подтверждающий, что ОКС соответствует техническим условиям подключения к инженерным сетям.
  9. Выполненная по правилам схема, на которой отображается расположение ОКС и все инженерных систем на земельном участке.
  10. Заключение от уполномоченного органа надзора в сфере строительства о том, что построенный объект соответствует всем требованиям строительных регламентов.
  11. Технический план объекта недвижимости, изготовленный по результатам обмеров и координирования ОКС.

Для особых объектов устанавливаются дополнительные требования предоставления документов, но общий перечень для всех ОКС един.

Важно!

Требовать от заявителя предоставления иных документов органы госвласти не вправе. Однако действующее законодательство, особенно учитывая наличие региональных приказов и инструкций, может содержать нормы, которые обязывают предоставить дополнительную информацию на объект недвижимости, и неисполнение такого требование может повлечь отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Форма заявления на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию содержится в Приказе №251 Министра регионального развития РФ от 02.07.2019 года.

Законодательством предусмотрено, что в случае отсутствия некоторых документов в составе запроса на выдачу разрешения на ввод, исполнительный орган вправе запросить их в других государственных органах в порядке межведомственного взаимодействия. К таким документам и сведениям относятся: документы на участок земли под строительством, градостроительный план, разрешение на строительство и заключение Госстройнадзора.

Главное, чтобы такие документы существовали и была возможность их получить.

Весь комплект документов направляется заявителем в уполномоченный орган либо в простой, бумажной форме, либо с использованием электронных сервисов. Возможность подачи документов для ввода в эксплуатацию в электронном виде появилась с 1 января 2017 года. На сайте Госстройнадзора вы можете увидеть специальный раздел, позволяющий сформировать запрос.

Отказ в разрешении на ввод в эксплуатацию

Как и перечень документов для подачи, основания отказа также установлены ГрК РФ. Их немного: непредставление документов, предусмотренных законом; расхождения между построенным объектом и требованиям градостроительного плана (или проекта планировки); расхождения между результатом строительных работ (работ по реконструкции) и разрешением на строительство (реконструкцию) объекта; выявленные существенные отступления при строительстве от проекта, согласованного ранее; при несоответствии ОКС разрешенному использованию земли, на котором он находится.

Если заявитель считает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта незаконным, он всегда может его оспорить в судебном порядке, обратившись в Арбитражный суд по месту нахождения уполномоченного органа строительного надзора. Как и в других случаях, судебная практика по вопросам обжалования действий органов государственной власти, неоднозначна, но при грамотном использовании всех законных механизмов, вполне реально добиться желаемого результата и получить нужное судебное решение.

Технический план для ввода в эксплуатацию

Обязательным документом, предоставляем в составе комплекта для получения разрешения на ввод является Технический план. Это правило было введено с момента вступления в силу ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости». Сейчас технический план для ввода в эксплуатацию подготавливается на основании нового закона, вступившего в силу с 1 января 2017 года – ФЗ №218 «О регистрации недвижимости».

Технический план для ввода в эксплуатацию вправе изготовить кадастровый инженер, имеющий соответствующую квалификацию, членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, опыт выполнения аналогичных работ.

Опыт компании «Смарт Вэй» показывает, что мало знать законы и строго следовать всем установленным правилам изготовления технической документации, очень важно постоянно работать с органами государственной власти, консультироваться с ними по всем важным и спорным вопросам. Ведь в каждом регионе могут быть установлены свои порядки. В Москве – одни, в Санкт-Петербурге – иные. Наши специалисты регулярно посещают и Госстройнадзор, и Кадастровые палаты в различных субъектах Российской Федерации и «держат руку на пульсе» при любых изменениях законодательства и корректировках практики предоставления услуг госорганами.

Подготовка технического плана на построенный или реконструированный ОКС предполагает проведение обмеров объекта, его координирование на земельном участке. Обмеры объекта необходимы для того, чтобы подтвердить соответствие параметров строительного объекта.

Форма технического плана для ввода в эксплуатацию установлена Приказом N 953 Минэкономразвития России от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Как мы говорили ранее, в каждом регионе России есть свои уточненные правила и порядки выдачи разрешений на ввод. Рассмотрим на примере Москвы и Санкт-Петербурга.

Ввод в эксплуатацию в Москве

Порядок выдачи разрешений на ввод объектов капитального строительства в Москве регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 № 145- ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство» и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Органом, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере ввода ОКСов в эксплуатацию в Московском регионе является Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

Стоит отметить, что в Москве имеется свой особый нормативный документ, регламентирующий строительную отрасль – Градостроительный кодекс Москвы от 25 июня 2008 года N 28.

Все взаимодействие по получению разрешения на ввод осуществляется в электронном виде с использованием существующих сервисов на официальном сайте mos.ru

Для регламентирования отдельных процедур, принят Административный регламент по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию с последними изменениями от 15.12.2016 года.

В нем установлено, что уполномоченными органами в Москве на выдачу разрешений на ввод являются: Комитет госстройнадзора Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия г. Москвы. От того, кто выдал изначально разрешение на строительство (реконструкцию) и зависит, в какой госорган следует обратиться за получением разрешения на ввод.

Предусмотрено, что заявителя при получении разрешения на ввод могут быть юридические и физлица, которые являются застройщиками ОКСов на земельных участках, которые им принадлежат по закону.

Для подачи документов с помощью электронных сервисов, необходимо сначала пройти процедуру регистрации.

В Административном регламенте установлен перечень необходимых для ввода в эксплуатацию документов. Первый и главный – заявление.

Полный список документов соответствует приведенному в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно информации на сайте Госстройнадзора Москвы, срок выдачи разрешения на ввод составит семь рабочих дней. В Административном регламенте указан – 10 дней.

Основания для отказа в приеме документов для получения разрешений на ввод, аналогичны представленным в ГрК РФ, однако они дополнены – указана также возможность отказа в предоставлении госуслуги при некорректном заполнении электронных форм обращения, разночтение в электронных документах.

Решение с отказом выдается в форме электронного документа. Оформление его «на бумаге» производится в случае запроса заявителя в течение трех рабочих дней. Такой документ требуется к примеру, при обращении в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод. Электронный документ подписывается усиленной электронно-цифровой подписью ответственного должностного лица и доступен в личном кабинете заявителя.

Приостановка в выдаче разрешения на ввод объекта действующим законодательством не предусмотрена. При выявлении нарушений, госорган не предоставляет заявителю возможности исправления документов.

Случаи отказа в выдаче разрешения на ввод также установлены Градостроительным кодексом РФ и продублированы Административным регламентом. Мы перечисляли их ранее. Стоит отметить, что в случае, если застройщик предоставил документы согласно списку частично, а должностное лицо Госстройнадзора запросила недостающую информацию в порядке межведомственного взаимодействия, и все эти сведения в совокупности имеют расхождения, в выдаче разрешения на ввод заявителю будет отказано.

Результатом обращения в Гостройнадзор Москвы за разрешением на ввод является его получение. Оно выдается заявителю в «бумажной форме» лично или по почте. Также регламентом предусмотрена возможность предоставления электронного документа. Выбрать форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель указывает в своем заявлении.

Стоимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в Москве не установлена – то есть эта услуга предоставляется бесплатно.

Для полноценного взаимодействия с заявителями в том числе по вопросам рассмотрения жалоб на действия должностных лиц и незаконность выданных отказов, регламент предусматривает досудебный порядок обжалований. Основаниями для подачи жалобы могут быть нарушение сроков выдачи разрешения или отказа, внесение платы за получение разрешения, незаконный отказ в приеме документов для ввода и другие. Все жалобы рассматривает руководитель Госстройнадзора Москвы, а если жалоба подана на него, то ее рассматривают в Правительстве Москвы – Главное контрольное управление Москвы.

Жалоба может подаваться лично, по почте, с использованием электронного сервиса. Срок ее рассмотрения – максимум 15 рабочих дней.

Ввод в эксплуатацию в Санкт-Петербурге

Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге регламентируется внутренним документов Службы строительного надзора – Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства (утвержден Распоряжением Службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 30.12.2016 года №10-р).

Согласно указанному документу, обратиться за получением разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС могут застройщики или организации, которые создают искусственные земельные участки (как частный случай строительства особого объекта недвижимости).

При обращении за разрешением на ввод представителя организации, он должен иметь доверенность от руководителя – она оформляется в простой письменной форме, заверяется печатью и подписью.

Органом, уполномоченным выдавать разрешения на ввод в Санкт-Петербурге является Служба государственного строительного надзора, а также в процессе подготовки разрешений участвует Управление Госстойнадзора.

Организации, которые также задействованы при проверке поданных в Госстройнадзор сведений, согласно регламенту: Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Кадастровая палата Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Департамент Росприроднадзора по СЗФО, СПбГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения», СПб ГУП «Санкт-Петербургский аналитический центр», МФЦ г. Санкт-Петербурга.

Документы, предоставляемые для получения на ввод, подаются в бумажном виде или в электронной форме. Список документов представлен в Градостроительном кодексе РФ.

Помимо установленного порядка подачи документов (непосредственно в госорган, электронные сервисы), в Санкт-Петербурге предусмотрен функционал подачи посредством обращения в МФЦ.

Также есть возможность электронных обращений: в личном кабинете на сайте Госстройнадзора www.expertiza.spb.ru; на портале предоставления государственных услуг www.gu.spb.ru.

Все необходимые документы, предоставляемые в оригинале, также подаются с копиями.

В документах для получения ввода в эксплуатацию не допускаются исправления, к которым нет записи, удостоверяющей верность.

Регламентом предусмотрен перечень отказа в приеме документов и в выдаче разрешения на ввод.

Отказ в приеме документов допускается, если: заявитель отказался от подачи, нет заявления на выдачу разрешения на ввод, нет электронной подписи заявителя (при подаче документов в электронном виде).

Условия отказа в выдаче разрешения на ввод объекта аналогичны изложенным в ГрК РФ. Этот перечень конкретизирован законом и выходить за его предела органы государственной власти не вправе.

Срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Санкт-Петербурге составляет 7 рабочих дней.

Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может быть оформлена двумя способами – в электронном виде (если документы подавались через электронный сервис), в бумажном виде – при оформлении обращения за разрешением через МФЦ или Службу.

Первичный контроль за деятельностью специалистов и должностных лиц Службы Госстройнадзора возложен на руководителя сектора выдачи разрешений на ввод. В случае возникновения спора заявителя с госорганом в связи с тем, что по его мнению отказ в приеме или выдаче документов, был незаконным, заинтересованное лицо вправе использовать свое право на досудебное урегулирование конфликта.

Форма Жалобы в Госстройнадзор.

Для этого можно воспользоваться положениями Регламента – жалобу можно подать в электронном или бумажном виде в том же порядке, который предусмотрен для направления документов для получения ввода. Жалоба рассматривается в Службе Госстройнадзора Срок рассмотрения – 15 рабочих дней с момента регистрации.

После рассмотрения жалобы выносится решение – либо жалобу удовлетворяют. Либо отказывают в этом. По результатам рассмотрения жалобы, виновные должностные лица могут быть либо наказаны дисциплинарно, либо привлечены к административной ответственности.

Регламентом предусмотрено, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней нецензурная лексика, угрозы, невозможно прочесть отдельные положения жалобы.

Если решение по жалобе не удовлетворит заявителя, он вправе обратиться в суд. Такое право предусмотрено для случаев альтернативного обжалования решений органов госвласти, либо по результатам досудебного урегулирования.

Разрешение на ввод после реконструкции объекта

Основные отличительные составляющие комплекта документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС после реконструкции является проект реконструкции, соответствующий строительным нормам и правилам, и технический план ОКС после проведённых строительных изменений.

После реконструкции объекта недвижимости происходит его изменение, касающееся в том числе внутренней конфигурации, расположения систем обеспечения в здании, фасадов. Новый объект не появляется, однако старый претерпевает значительное видоизменение. Связанные с этим юридические последствия касаются необходимости внесения новых сведений в Единый государственный реестр прав. Технический план для реконструированного объекта также потребуется и органам Госстройнадзора для проверки параметров объекта недвижимости после реконструкции на соответствие проекту, утвержденному при выдаче разрешения на реконструкцию.

При подготовке технического плана после реконструкции, кадастровый инженер обмеряет объект недвижимости, подготавливает абрисы и составляет графику. В процессе подготовки инженер также производит координирование объекта на земельном участке. В технический план вносятся все сведения об объекте, собственнике здания, правоустанавливающая информация, сведения о внесенных изменениях. На основании технического плана Росреестр обновляет информацию об объекте в ЕГРН. По новому ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» при внесении сведений об изменении объекта недвижимости при его реконструкции, сведения изменяются в государственном кадастре и реестре прав одновременно. При этом оплата государственной пошлины не предполагается – это касается и юридических, и физических лиц.

Важно!

В настоящее время подтверждением внесения сведений в ЕГРН при реконструкции объекта недвижимости является полученная заявителем выписка из ЕГРН.

Ввод в эксплуатацию после строительства

После проведения полного спектра работ по возведению нового ОКС, застройщик обращается в Госстройнадзор для получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получить его не составит проблемы, если строительство производилось на основании Разрешения, а готовый объект недвижимости соответствует проекту.

Соответствие проекту построенного ОКС проверятся при сопоставлении его техническому плану. Технический план для ввода в эксплуатацию подготавливает кадастровый инженер. В компании «Смарт Вэй» работают специалисты самого высокого уровня. Мы имеем опыт работы по подготовке технических планов для многоквартирных домов и коммерческой недвижимости, в том числе – подземных паркингов.

Важно!

Расхождения в площади готового объекта и проекта не может быть больше 10%.

Поле получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, производится его постановка на кадастровый учет и регистрация прав на него. Следует сказать, что в настоящее время законом предусмотрена возможность проведения кадастрового учета при помощи механизмов межведомственного взаимодействия, т.е. технический план органы Госстройнадзора могут направить в Росреестр. Однако на практике этот процесс разделен.

Акт приемки объекта капитального строительства

ГрК РФ предусматривает необходимость предоставления такого документа для ввода в эксплуатацию, как акт приемки. Он не всегда является обязательным – только в случаях, когда застройщик и заказчик строительства или реконструкции разные юридические лица. Этот документ подтверждает факт передачи объекта ил части строительных работ непосредственному заказчику и согласие с проведенными работами.

От этого акта следует отличать Акт приемки в эксплуатации ОКС. Такой документ сейчас не предусмотрен при подготовке комплекта на получение Разрешения на ввод.

Остались вопросы?

Позвоните нашим специалистам, мы работаем с 10 до 18.

8 (499) 322-05-14 — Москва;

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург;

info@smway.ru

На доме висят красочные баннеры, убеждающие всех, что объект построен и сдан, на сайте застройщика – рекламные обещания о скором заселении. Казалось бы, дольщикам надо радоваться и вот-вот ждать новоселья. На самом деле все не так радужно, поскольку сдача дома и заселение в свою квартиру – события, очень отдаленно связанные друг с другом. Между этими двумя датами, как правило, проходят месяцы, а нередко и годы бесконечного ожидания. На этом этапе дольщиков могут поджидать неожиданные, но отнюдь не приятные сюрпризы, например, затягивание сроков передачи жилья, а также именно в это время вскрываются все недоделки и дефекты строительства. Поэтому нелишним будет узнать, когда дом сдан в эксплуатацию, что дальше делать дольщикам?

В чем разница между сроком сдачи объекта и сроком передачи жилья

Большинство граждан не вполне понимают, как происходит и сколько времени длится сдача дома в эксплуатацию, и наивно полагают, что за этим событием сразу следует передача жилья дольщикам. Неверное представление о наступлении сроков этих двух событий сформировано у граждан застройщиками, которые указывают на своих сайтах не реальный срок передачи квартиры, а срок окончания строительства, умалчивая о том, что между этими двумя датами в лучшем случае проходит несколько месяцев. На самом деле это абсолютно разные понятия, и данные обещания – не больше, чем рекламный трюк для привлечения новых дольщиков. Известны случаи, когда после сдачи дома, гражданам приходилось ждать передачи своей квартиры по два года.

Поэтому не стоит верить обещаниям застройщика, необходимую информацию обо всех важных фактах, событиях и датах, дольщикам следует искать не в рекламных проспектах, а в ДДУ. В договоре прописаны два события: срок сдачи дома и срок передачи жилья участнику долевого проекта. Это два принципиально разных события и две различные даты.

Срок сдачи – это дата, когда планируется завершить строительство дома и получить разрешение госкомиссии на ввод его в эксплуатацию. Этот срок застройщик устанавливает самостоятельно и при необходимости может его корректировать, не согласуя с участниками проекта. Для дольщика основное значение имеет второй срок, указанный в ДДУ — дата передачи ключей и самой квартиры по приемо-передаточному акту. Этот срок не подлежит изменению и корректировке в одностороннем порядке. Не соблюдение его застройщиком дает законный повод дольщику требовать с нарушителя неустойку за просрочку передачи объекта.

Однако нередко застройщики, желая заранее подстраховаться от штрафных санкций за срыв сроков, прописывают в договорах не точную дату передачи объекта, а приблизительную. Например, в ДДУ указан срок сдачи дома 3 квартал 2017 года, а дата передачи жилья – не позже 4-х месяцев после сдачи объекта. Как узнать дату ввода дома в эксплуатацию, от которой начнет отсчитываться срок передачи квартиры? Информация о получении данного документа должна быть размещена на сайте застройщика. Можно также обратиться в организацию, выдававшую разрешение на строительство (ее можно найти в проектной декларации строительной компании). Но в любом случае крайний срок передачи жилья всем дольщикам не должен быть позже 31 января 2018 года. После этой даты можно предъявлять застройщику претензию и требовать с него уплаты неустойки.

Как происходит сдача дома в эксплуатацию, и сколько она продолжается

Чтобы сдача дома состоялась, и было получено соответствующее разрешение на введение его в эксплуатацию, на объекте должны быть закончены все основные строительные работы, соответствующие проектной документации: возведены стены, перекрытия, выполнены фасадные и инженерные работы и т.д. К этому времени должны быть произведены обмеры органами БТИ, получен технический паспорт, объекту должен быть присвоен милицейский адрес, получены справки от поставщиков энергоресурсов.

После этого дом принимает госкомиссия, которая проверяет объект на соответствие существующим строительным, техническим, санитарным и пожарным нормативам. Застройщику выдается заключение о соответствии (ЗОС), с которым он затем обращается в органы городской администрации, где также проводится проверка всех документов на соответствие действующему законодательству. После этого застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и может подавать документы на постановку дома на учет в кадастровый орган, а затем только приступать к передаче жилья дольщикам.

Обычно этот процесс занимает от четырех до шести месяцев, при условии, что проверяющие органы не выявили никаких нарушений. Как правило, нарушения все-таки находятся, и комиссия выписывает предписания по устранению недостатков, что отодвигает срок окончания строительства и получение акта сдачи дома на более позднее время.

Получив разрешение на введение дома в эксплуатацию, строительная фирма обязана не позже месяца до дня наступления даты передачи объекта по ДДУ, выслать приглашения участникам строительства прибыть для принятия объекта. Дольщик должен серьезно отнестись к этому документу и вовремя прибыть для принятия своей квартиры. Его отсутствие будет считаться уклонением от принятия жилья и даст возможность застройщику подписать передаточный акт в одностороннем порядке, сняв с себя всю ответственность за данный объект. В этом случае все риски гибели или порчи имущества автоматически переходят к дольщику.

Но бывает и так, что все необходимые документы застройщиком получены, срок, указанный в ДДУ, прошел, но дольщик так и не получил извещение о том, что объект готов к передаче.

Что делать, если дом сдан, а передача жилья затягивается?

В принципе, участника не должно интересовать, по какой причине застройщик не передает ему квартиру. Для него важно одно – срок передачи прошел, а фактически жилье не получено. И в этом случае у дольщика появляются все основания для привлечения нарушителя к ответственности по 214 ФЗ, а именно – взыскания с него неустойки. Проводить данную процедуру можно как в досудебном, так и судебном порядке. При этом в законодательстве не оговорено обязательное применение претензионного порядка взыскания неустойки, но такое требование может содержать ДДУ, в таком случае необходимо соблюдать порядок, предусмотренный договором.

В любом случае целесообразно сначала попытаться решить вопрос с застройщиком мирно без привлечения судебных органов. Для этого в его адрес необходимо направить претензию в виде заказного почтового отправления с требованием о выплате неустойки. Этот документ, в случае судебного урегулирования вопроса, можно будет предъявить в суде, что станет дополнительным аргументом в пользу дольщика.

По закону, при нарушении срока передачи жилья, строительная фирма обязана заплатить пеню в размере 1/150 ставки Центробанка от всей суммы договора за один просроченный день. Кроме того, застройщик должен компенсировать дольщику все его расходы, которые тот понес в результате просрочки, например, за непредвиденную аренду жилья.

Здесь следует отметить, что положительное решение вопроса во многом зависит от того, насколько грамотно будет составлен данный документ. Необходимо предельно ясно сформулировать свои требования, привести ссылки на положения действующего законодательства, а также верно рассчитать неустойку. Как сделать правильный расчет, можно узнать в статье «Как рассчитать и истребовать с застройщика неустойку по долевому строительству».

В претензии нужно также указать счет, куда должны поступить деньги и предельный срок, отведенный дольщиком для выплаты неустойки. Желательно составление претензии доверить грамотному юристу, поскольку человек, который делает это впервые, может что-то упустить, или неправильно сформулировать требования, что отразится на результате.

Что делать, если претензия осталась без ответа?

Если в обозначенное время деньги не поступят на счет дольщика, он может обращаться за разрешением вопроса в судебную инстанцию. Надо сказать, что взыскание неустойки, как правило, производится в судебном порядке, т.к. строительные фирмы очень редко соглашаются добровольно выплатить деньги дольщику. Чтобы инициировать судебное разбирательство, необходимо написать заявление, которое составляется аналогично претензии. Помимо требований об уплате неустойки и возмещения своих расходов, в соответствии с законом о защите потребителей, в него также включаются следующие требования:

  • компенсация морального вреда;
  • взыскание 50% штрафа от всей суммы искового заявления;
  • оплата юридических и других услуг, задействованных в рамках рассмотрения данного дела;
  • издержки дольщика на судебные расходы.

Нужно иметь в виду, что по заявлению застройщика, суд может применить 333 статью ГК и уменьшить размер неустойки, если посчитает, что ее сумма несоразмерна убыткам, которые понес дольщик. Чтобы минимизировать риск снижения ее размера судом, необходимо подключить к делу грамотного юриста, который знает, как этого избежать. Кроме того, взыскание неустойки можно производить через Арбитраж, где 333 статья применяется очень редко.

Что еще может предпринять гражданин, который вовремя не получил жилье? Если со времени передачи объекта, указанного в договоре, прошло два месяца и более, дольщик может просто расторгнуть ДДУ с недобросовестным застройщиком в одностороннем порядке, одновременно потребовав с него пеню за то, что последний пользовался его деньгами. При этом в данном случае проценты будут рассчитываться не только за просроченное время, а за весь период действия договора, т.е. с того момента, когда дольщик внес свои деньги. Более подробную информацию о процедуре расторжения договора, можно получить в статье «Как правильно составить и направить застройщику уведомление о расторжении ДДУ в одностороннем порядке».

Как поступить, если при приемке объекта выявились дефекты и недоделки?

Если дом сдан в срок, и дольщик получил сообщение о готовности застройщика передать ему квартиру, радоваться рано. На этапе приемки жилья участника долевого проекта также могут поджидать неприятные сюрпризы в виде дефектов и недоделок строителей. В этом случае не стоит подписывать передаточный акт, поверив устным обещаниям застройщика все исправить в ближайшее время.

Необходимо понимать, что подписывая акт, дольщик соглашается с тем, что все работы выполнены на должном качественном уровне, и он не имеет к строителям никаких претензий. Если у дольщика есть нарекания к качеству строительства, все недостатки надо зафиксировать в отдельном акте. Существуют основные правила приемки жилья у застройщика, которых необходимо придерживаться, чтобы избежать проблем в будущем. Одновременно нужно отправить застройщику развернутую претензию, в которую включить требование устранить недоделки. Как правильно ее составить, можно . Закон дает право дольщику потребовать от застройщика следующих действий:

  • полного устранения всех выявленных дефектов строительства;
  • уменьшения цены договора;
  • оплату ремонтных работ.

В претензии также необходимо указать конечный срок, в пределах которого строительная фирма должна исправить свои недоделки. Если строители не выполнят работы по устранению своего брака в срок, установленный дольщиком, последний имеет право потребовать с них пеню в размере 1% от всей суммы ДДУ за день просрочки, а также аннулировать договор в одностороннем порядке с требованием выплаты неустойки.

В заключении

Несвоевременная передача объекта дольщикам – самое распространенное нарушение, которое допускают застройщики. Если подобное случилось и с вашим объектом, не стоит сидеть и ждать, пока строители спокойно достроят дом, и как ни в чем не бывало, пригласят вас принимать жилье. Необходимо с самого начала просрочки начинать действовать и требовать с нарушителей неустойку за неисполнение своих обязательств. Закон всецело на стороне участников строительства, надо только уметь воспользоваться своими правами. Продуманные и грамотные действия обязательно принесут положительные результаты.

Общество защиты прав дольщиков помогут вам взыскать неустойку с нерадивых строителей и добьются получения вами максимально возможной компенсации. Юристы нашей организации подготовят развернутую претензию, рассчитают размер неустойки, проведут переговоры застройщиком, составят заявление в суд и примут участие во всех этапах судебного процесса. В разделе «Контакты» вы найдете все наши данные, по которым с нами можно быстро связаться.

Перечень документов, необходимых для предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса.

(Кроме проектной документации объектов капитального строительства, утвержденной застройщиком (заказчиком) или направленной им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией.)

Документы и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *