Платить ли за капремонт

Платить ли за капремонт

Содержание

14.06.2017 | Мифы ЖКХ: Отменял ли ВС РФ взносы на капремонт?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:
1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;
2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР. Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Является ли взнос платой за услугу?

Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

Выводы

Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:
1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;
2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;
3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Плата за капитальный ремонт стала взиматься с жильцов многоквартирных домов в России с 2014 года. Такое обязательство прописано в положениях Жилищного кодекса РФ. Он постановляет, что именно жильцы должны постепенно накапливать средства на счету управляющей организации, после чего пускать их на ремонтные работы.

В то же время существует и немало полезных советов, как законно избежать лишних трат.

Что включает в себя капитальный ремонт

«Капитальный ремонт» — понятие весьма размытое. В то же время любому собственнику квартиры будет интересно, на какие конкретно мероприятия будут направлены предоставленные им взносы.

Итак, полный перечень работ включает:

  • Реставрацию фасадов строения;
  • Ремонт и реконструкций подвалов и расположенных в них коммуникаций;
  • Восстановление и своевременное обновление кровли здания;
  • Регулярная реставрация основания постройки;
  • Ремонт лифтов и обустройство их новыми механизмами;
  • Реставрация сетей коммуникаций (отопление, вода, газ, канализация и т.п.).

Таким образом, платежи за капремонт затрагивают качественное улучшение состояния значительной части жилого фонда.

Но в этом ключе возникает вполне закономерный вопрос: обязаны ли вносить плату за капитальный ремонт жильцы новостроек? Законодательство в этом направлении не делает исключений: жители строений, недавно переданных в эксплуатацию должны накапливать на счету фондов средства на будущие периоды.

Куда уходят средства на капремонт многоквартирных домов

Накопленные жильцами домов средства могут направляться на проведение работ по восстановлению жилого фонда, в том числе на:

  • Восстановление (заделка щелей, шпаклевка, покраска и др.) и утепление фасада;
  • Реставрация и обслуживание подвальных помещений (устранение щелей, обрушений, утепление, протравка, восстановление работы коммуникаций);
  • Реконструкцию фундамента строения и его укрепление;
  • Регулярную проверку состояния кровли и устранение протечек;
  • Замена различных приборов учета (электроэнергия, газ, вода) во всем доме в целом, которая проводится в порядке модернизации учетного оборудования;
  • Устранение неполадок в работе лифтов и их своевременное обновление;
  • Устранение неполадок в работе всех существующих в доме коммуникаций (отопления, водо-, газо-, электроснабжения, канализации, домофона, сигнализации и т.п.).

Все указанные виды работ должны проводиться под контролем жильцов дома, которые финансируют за счет своих взносов все перечисленные мероприятия.

Этот контроль выражается:

  1. В выборе компании, которая будет проводить те или иные виды работ.
  2. В проверке смет на проведение ремонта, реконструкции, модернизации.
  3. Знакомиться с планом мероприятий и требовать соблюдения обозначенных в них сроков.

Если жильцы многоквартирного дома не выразили желания выбрать строительную или ремонтную компанию, то этот выбор за них осуществляет местная администрация.

Следовательно, в вопросах капитального ремонта фонд и его управляющий лишь аккумулирует средства жильцов и управляет ими от их имени, но не распоряжается ими по своему усмотрению. По итогам проведенных мероприятий собственникам квартир должен быть доступен отчет о проделанной работе, потраченных суммах и остатках на счетах фонда.

Стоит отметить несколько аспектов, которые особо важны в вопросе проведения капитального ремонта на средства жильцов дома:

  • ремонтные работы могут проводиться в любое время года. В том числе и в экстренном порядке — в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • фонд должен иметь план мероприятий по капитальному ремонту, рассчитанный, по меньшей мере, на год;
  • перед реализацией запланированных мероприятий составляется смета затрат и оценивается реальность проведения ремонта в текущий момент;
  • остатки средств на счетах фонда перечисляются в счет будущих периодов.

Если граждане сомневаются в целевом использовании внесенных ими средств, то они всегда могут обратиться за помощью в такие инстанции, как:

  • Муниципальные администрации, которые правомочны создать комиссию для расследования инцидента;
  • Роспотребнадзор, защищающий права заказчиков работ, не удовлетворенных результатом;
  • Управление ЖКХ, которое способно предоставить квалифицированные консультации по вопросам капитального ремонта;
  • Прокуратуру, что рассматривается в качестве крайнего случая при наличии подозрений на мошеннические операции.

Именно Прокуратура РФ, а не судебные инстанции, разбирает вопросы нарушения прав граждан некоммерческими организациями, каковыми и выступают управления ЖКХ и действующие при них фонды.

Законно ли требования оплаты капитального ремонта

Требование российского законодательства о сборе средств с жильцов многоквартирных домов вполне обосновано: многочисленные аварийные ситуации (прорыв водопровода, обрушение стен и т.п.) происходят с завидной регулярностью и приводят к человеческим жертвам.

Государство этот вопрос не финансирует, а значит, он ложится на плечи граждан.

Следовательно, если гражданин платит взносы в управляющую организацию на капитальный ремонт он проявляет заботу о собственной безопасности и комфортном проживании. Однако, законно ли оно? Стоит платить или нет сборы на капремонт в 2019 году?

В общем виде законодательные положения сводятся к следующему:

  • средства на восстановление и реконструкцию многоквартирных домов собирают сами жильцы (ст. 169. ЖК РФ);
  • вносить плату в специальные фонды обязаны все собственники квартир (ст.157.1 ЖК РФ);
  • от платежа освобождены некоторые льготные категории граждан — инвалиды первой группы, ветераны ВОВ, многодетные и малоимущие семьи.

Скачать для просмотра и печати

Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2014 N 458-ФЗ

Причины не оплаты квитанций по капремонту

Вопрос о том, как не платить за капремонт, волнует большинство российских граждан.

Многие отказываются вкладывать средства обещанное повышение комфорта своего проживания.

Причин для этого несколько:

  1. Во-первых, сроки программы, ориентированной на обновление и восстановление многоквартирных домов не имеет четко обозначенных сроков действия. Это вызывает сомнения по поводу целевого расходования средств. Например, большинство граждан не сможет точно сказать, куда ушли платежи за капремонт в 2016 году.
  2. Во-вторых, помещения общего пользования, в том числе чердаки, лестничные пролеты, технические помещения, фойе, не принадлежат жильцам домов (это чаще всего собственность муниципалитета). Тем не менее собранные средства, чаще всего направляются на их реставрацию. При этом в дальнейшем муниципалитет может сдать их в аренду коммерческим организациям и третьим лицам.
  3. В-третьих, далеко не всем жильцам необходимо имущество, ремонтируемое на их деньги. Например, лишено смысла представление жителями нижних этажей денег на восстановление работы лифта.

Последний момент является одной из причин, по которой граждане отказываются вносить средства в специальные фонды многоквартирных домов.

Чем грозит отказ от оплаты капремонта

Многие российские граждане не только не хотят, но и фактически не платят за капитальный ремонт многоквартирных домов, в которых они проживают. Чем чревато несоблюдение предписанных законодательством норм в 2019 году?

  1. Изначально муниципалитет будет направлять на телефон и почту собственника квартиры уведомления о необходимости погасить долг, связанный с капитальным ремонтом дома.
  2. За каждый месяц просрочки взносов в фонд будет начислять на сумму долга пени в размере от 0,5 до 5% платежа.
  3. По истечении полугода вопрос может быть передан на рассмотрение в судебные органы.

Если в ходе судебного разбирательства виновная сторона не сможет обосновать свой отказ от оплаты капитального ремонта, то решением суда на нее может быть возложена обязанность оплатить долг, погасить пени и покрыть все судебные расходы.

Как законно избежать оплаты капитального ремонта в 2019 году

Даже с учетом рассмотренных выше обстоятельств, существует вполне реальная возможность отказаться от оплаты капремонта многоквартирного дома и притом на вполне законных основаниях.

При этом отказ от оплаты капитального ремонта не предполагает нулевые затраты, однако может обеспечить их существенное сокращение.

  • Квартиросъемщики в помощь

Если собственник квартиры сдает свое жилье аренду, то он может переложить обязанность оплаты капремонта на квартиросъемщиков. Последние в текущий момент проживают в доме, а, следовательно, именно они и заинтересованы в обеспечении комфортных условий для проживания.

  • Ремонт своими силами

Если жильцы дома не желают платить деньги за услуги ремонтным бригадам, то они могут проводить ремонт фасада, кровли, фундамента, коммуникаций сообща собственными силами. Однако в этом случае полностью избежать затрат не удастся, поскольку реставрационные и восстановительные работы требуют специальных инструментов и материалов.

  • Рекламные баннеры

Самый популярный способ свести расходы на капремонт на нет — разместить на фасаде доме рекламные баннеры. Доходы от такого рода деятельность и финансируют фонд по проведению капитального ремонта, не затрагивая семейных бюджетов жильцов.

Последний вариант удобен, но уместен только в крупных городах, в домах, расположенных в местах большой проходимости людей.

Иные способы отказа от уплаты средств на проведения капитального ремонта признаются незаконными и могут повлечь за собой административное наказание в виде пеней и штрафов.

>Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

>
Должен ли я платить за капремонт, если новостройка еще на гарантии?

Yury Gubin/Fotolia

Отвечает председатель НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Иванов:

Гарантия в данной ситуации не является поводом для отказа от внесения платы за капитальный ремонт. Согласно законодательству, оплачивать эту услугу обязаны абсолютно все владельцы жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах. Исключением считаются лишь малообеспеченные граждане, получающие льготы и материальную помощь от государства. Кроме них полностью освобождаются от уплаты за капитальный ремонт ветераны войны и труда.

Основным параметром для включения дома в программу капитального ремонта является время его сдачи в эксплуатацию. Как следует из принятых в прошлом году поправок к Жилищному кодексу, новой считается постройка, которая была принята в июле 2016 года.

Согласно данным портала Реформа ЖКХ, размещенным на сайте www.reformagkh.ru, Ваш дом включен в региональную программу по капитальному ремонту общего имущества. Учитывая изложенное, Вам необходимо уплачивать взносы за капитальный ремонт независимо от того, признана ли банкротом строительная компания, и независимо от того, действует или нет гарантия на объект строительства.

Почему на капремонт собирают уже через 3 года после сдачи новостройки?

К чему готовиться, если дом рядом с вашим собираются сносить?

Отвечает адвокат, юрист-консультант онлайн-экосистемы заказа ремонта Rewedo.ru Роман Алымов:

Управляющая компания неправа в формулировке, но права по сути. Взнос на капитальный ремонт обязателен для всех, даже для жителей новостроек, которым до капитального ремонта еще очень далеко. Предполагается, что в фондах капитального ремонта денежные средства накапливаются за счет платежей всех собственников вообще и одновременно распределяются на ремонт тех домов, где он необходим. Получается, что уплаченные Вами деньги должны идти на ремонт чужих домов, зато и Ваш дом в свое время должен будет ремонтироваться за счет средств, уплаченных кем-то еще.

Но все это не имеет никакого отношения к гарантийным обязательствам застройщика. Застройщик обязан по договору, заключенному между Вами, передать Вам квартиру надлежащего качества, и этому качеству она должна соответствовать в течение всего гарантийного срока.

Если к качеству конкретно Вашей квартиры возникли вопросы, вы можете предъявить претензии непосредственно застройщику, основываясь на положениях заключенного с ним договора. Так что управляющая компания, отвечая, что гарантия не действует, не права: Вы можете предъявлять претензии застройщику по поводу качества жилья, но взнос на капитальный ремонт платить все равно обязаны.

На данный момент жилищное законодательство РФ на стороне УК, так как взнос на капремонт является обязательным, к тому же СУ-155 уже находится в стадии ликвидации после процедуры банкротства и гарантий выполнять перед УК не будет. Но есть и другой вариант. Вы можете стать инициатором собрания жильцов Вашего дома с целью смены УК Вашего дома. От обязательных взносов на капремонт Вы не освободитесь, но с момента выбора подконтрольной Вам УК Вы сможете контролировать денежные средства, которые идут на капремонт.

Могу ли я не платить за капремонт?

Куда уходят взносы на капремонт?

Отвечает частный юрист Алексей Тимофеев:

Управляющая компания неправильно разъясняет, но действует она, скорее всего, совершенно верно. В Жилищном кодексе РФ приведен ряд оснований, при наличии которых собственники квартир освобождаются от обязанности уплаты взносов на капитальный ремонт. Среди них нет такого основания, как нахождение дома на гарантии у застройщика.

Дело в том, что программа капитального ремонта и гарантийные обязательства застройщика имеют разную природу. Гарантийные обязательства краткосрочны, а капитальный ремонт планируется через десятилетия. Капитальный ремонт дорог, поэтому собирать денежные средства на него, говорит законодатель, нужно уже сейчас.

В части 5.1. ст. 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за капремонт возникает у собственников квартир в домах-новостройках по истечении установленного субъектом РФ срока (но не более пяти лет) после внесения дома в региональную программу капремонта. Этот срок установлен ч. 3.1. ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» и равен шести месяцам.

Отвечает юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист» Роман Азатян:

В соответствии с п. 1 ст. 169 Жилищного Кодекса РФ, собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт, за исключением отдельных случаев:

  • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
  • исполнительный орган государственной власти принял решение об изъятии жилых помещений для государственных или муниципальных нужд;
  • достигнут минимальный размер фонда на капитальный ремонт, который принят собственниками на общем собрании;
  • в иных случаях, предусмотренных законом, для избежания повторного проведения работ, если такие были произведены.

Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт лежит на собственниках вне зависимости от того, является дом новым или нет. Гарантия от застройщика предусматривает, что если в течение гарантийного срока возникнет необходимость в ремонте общедомового имущества, то расходы будет нести застройщик, а не собственники.

На какой срок службы рассчитаны сегодняшние новостройки?

В квартирах не работает вентиляция – что делать?

Отвечает генеральный директор Rezidential Group Сергей Ильясаев:

Прежде всего определимся с понятиями, которые обсуждаются в этом вопросе. Гарантийный ремонт и капитальный ремонт совершенно разные вещи. Если речь идет о капитальном ремонте здания, согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ, ежемесячный взнос на него является обязательным для всех собственников помещений. Сейчас он составляет 15 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

Эти средства обязаны вносить жители как старых домов, так и новостроек. Следовательно, требования управляющей компании и счета, которые она выставляет, законны. Кстати, с 1 июля 2017 года минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Москвы изменится и будет составлять 17 рублей за 1 кв. метр.

Однако в России есть регионы (например, Новосибирская область), где жители домов, введенных в эксплуатацию меньше чем пять лет назад, имеют право не платить за капремонт. В ближайшем будущем такая амнистия может распространиться на все регионы. Если практика освобождения жильцов новостроек от платы за капитальный ремонт будет принята в Москве, средства, уплаченные до принятия соответствующих поправок в Жилищный кодекс, могут быть зачтены на будущие периоды.

Отсылки к тому, что застройщик дома является банкротом, и дом находится на гарантии, не имеют отношения к вопросу о капитальном ремонте. Если у покупателя возникли претензии к качеству строительства жилья, принятого по акту приема-передачи, он может предъявить их правопреемнику застройщика. В частности, клиент может устранить гарантийные недостатки за свой счет, а затем предъявить их в судебном порядке. Однако в случае с компанией СУ-155, вероятность добиться удовлетворения иска довольно низкая.

Отвечает к. ю. н., председатель Третейского суда строительных организаций, адвокат Юлия Вербицкая:

Если я правильно поняла вопрос, в данном случае дольщику удалось оформить свои права, а именно зарегистрировать право собственности на квартиру, строительство которой он проинвестировал. И это, безусловно, очень хорошая новость, поскольку в виду банкротства застройщика СУ-155 на стадии регистрации права собственности могли возникнуть значительные проблемы.

Поскольку из текста вопроса наличие зарегистрированного права не следует, первое, что я рекомендовала бы, это проверить, имеется ли, помимо передачи ключей и акта, собственность на квартиру, зарегистрированная в установленном законом порядке. Если собственность не зарегистрирована, Вам следует, не теряя времени, немедленно обратиться в суд с соответствующим иском.

Если же проблем нет, то как собственник Вы вправе владеть данной квартирой, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Также на Вас законом возложено бремя по содержанию Вашей собственности (и, по-видимому, на этом основании Вам предложено сделать взнос на капитальный ремонт) и оплата коммунальных и иных сопутствующих услуг.

Для того чтобы понять, насколько требования к Вам заявленное компанией «Свитхом» обоснованно, Вам необходимо проверить юридические основания для назначения данной компании в качестве управляющей, наличие протокола голосования собственников и пр., а также наличие с ней договорных отношений. Если их нет, Вы вправе отказаться от платежа до предоставления Вам всех необходимых подтверждающих документов, поскольку решение об управлении домом и решение об утверждении объемов затрат, включающих взносы на капитальный ремонт, должны быть приняты собственниками дома, на общем собрании и утверждены в установленном законом порядке.

Также следует отметить, что собрание собственников жилья вправе в любой момент организовать внеочередное собрание и принять решение об изменении порядка расходов или замене управляющей компании, если деятельность действующей не удовлетворительна или не устраивает собственников по каким-либо иным причинам. Наличие или отсутствие гарантийных обязательств Застройщика СУ-155 в данном случае правового значения не имеет.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Как расторгнуть договор паевого взноса и вернуть всю сумму?

Что выбрать: отделку от застройщика или ремонт своими силами?

Как обезопасить сделку при покупке квартиры в новостройке?

Законодательная база

Споры вокруг законности взимания платежей за капитальный ремонт ведутся с 2012 г. Т.е. ровно с того момента, как был утвержден новый ФЗ № 271 «О капитальном ремонте». По сути, этот закон не является самостоятельным, он лишь определяет ряд поправок к ЖК РФ.

Согласно новому законодательному акту, все собственники жилья (за редким исключением) обязаны каждый месяц совершать определенные платежи в счет будущего ремонта многоквартирного дома. Все денежные суммы должны вноситься на счет Фонда капремонта только на основе финансовых документов (платежек).

Размер вносимой суммы зависит от местности проживания. Она определяется местными органами власти. Т.е. они решают, какой размер оплаты за 1 кв. метр жилья. А для окончательного расчета следует эту сумму помножить на размер площади квартиры. В больших городах федерального значения (например, в Москве) эти суммы оказываются несколько выше, чем в остальных населенных пунктах.

Если внесение платежей за капремонт собственники жилья игнорируют, то это автоматически влечет за собой штрафные санкции. В первую очередь начисление неустойки.

Окончательную точку в спорах вокруг законности сбора денег на ремонт поставил Конституционный Суд в 2016 г., вынеся Постановление № 10–П, в котором разъясняется, что ремонтировать дом жильцы обязаны за собственные средства. Этот же документ ограничил права местных органов власти и управляющих компаний. Теперь жильцы не обязаны отдавать свои финансы местному оператору, а имеют право сами регулировать процесс сбора денег, открыв отдельный счет в банке для своего дома. Такое решение выносится только на общем собрании.

Последствия неуплаты

Невнесение денег за капремонт может стать причиной для будущих серьезных проблем собственников жилья. Граждане, которые идут на поводу всевозможных интернетных баек о том, что взимание данного вида платежей незаконно, а значит, игнорирование их ни к каким серьезным последствиям не приведет, очень заблуждаются.

Неуплата за капремонт может обернуться для жильца негативными последствиями различной степени

Во-первых, начиная с первого месяца просрочки, начнется начисление пеней. Т.е. если коммунальные услуги должны быть оплачены до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то уже со следующего дня неустойка начнет начисляться, увеличиваясь с каждым днем.

Размер начисляемой пени индивидуален для каждого региона. Рассчитать ее несложно. Для этого необходимо размер недоимки умножить на ставку рефинансирования Центробанка (в 2018 г. она составляет 7,5 %) и разделить полученную сумму на 300. Учитывая, что размер ставки рефинансирования может меняться, то при подсчетах используется тот показатель, который действует на момент их проведения.

Кроме начисления неустойки неплательщика может ждать судебное разбирательство. А затем передача материалов ФССП для начала исполнительного производства. А это, в свою очередь, приведет к наложению ареста на личную собственность должника с последующей продажей ее на торгах для того, чтобы вырученными деньгами погасить имеющуюся задолженность.

Рассмотрим, какие еще последствия влечет неуплата за капремонт. Кроме того должнику может быть запрещен выезд за границу, если сумма недоимки увеличится до 30 тыс. рублей. Плюс если собственник решит продать квартиру, то это может привести к ряду трудностей. Для проведения сделки купли-продажи необходима справка из БТИ с указанием имеющихся долгов. Чтобы они не смутили покупателя, оплатить их все же придется.

При условии, что собственник продолжительное время не оплачивает счета, судебным решением на него может быть наложен штраф, сумма которого будет превышать сумму долга.

Чаще всего неплательщики, у которых накопились приличные долги за коммунальные услуги, опасаются, что их могут выселить с занимаемой жилплощади. Как демонстрирует судебная практика, даже длительная неуплата взносов за капитальный ремонт не приводит к таким серьезным последствиям. Все-таки, чтобы подобная мера была реализована, образовавшаяся задолженность должна равняться стоимости квартиры. А учитывая, что взимание платежей началось только в 2015 г., это просто пока нереально. И как подобная мера может быть реализована на практике, тоже пока остается неясным. Но все вышеперечисленные методы воздействия широко применяются в стране.

Порядок введения санкций

Законодательство предусматривает, что ни у ТСЖ, ни у управляющей компании, ни у даже местных органов нет полномочий по принуждению гражданина к выплате коммунальных платежей. Это прерогатива российского суда. Он же определяет и меру наказания. Но до рассмотрения дела судебной инстанцией необходимо осуществление ряда мероприятий, которые способствуют возврату долгов за капремонт.

Нежелание платить за капремонт может привести к судебным разбирательствам

Если гражданин не вносит определенную сумму, то на каждой последующей платежке ему начисляется к основному долгу еще и сумма пеней. При условии, что уклонение от оплаты затягивается на год, сотрудники Фонда ремонта отправляют неплательщикам претензионные письма, где прописана вся сумма задолженности, способы ее погашения. В документе также дается информация о том, что в случае неплатежа Фонд обратится с иском в суд. Как правило, на этой стадии половина должников предпочитает погасить все выставленные суммы.

Материалы на оставшихся неплательщиков передаются в юридическое управление для составления в дальнейшем мировым судьей судебного приказа. После этого у должника есть один месяц на осуществление платежа. Если этого не происходит, то дело передается в Службу судебных приставов, где открывается исполнительное производство для принудительного взыскания денежных средств с неплательщика.

Кто не платит

ФЗ № 271 устанавливает отдельные категории собственников, которые имеют право не платить за капремонт или вносить не всю сумму.

Не платят взносы граждане, чье жилье соответствует следующим характеристикам:

  • дом, в котором проживают люди, официально значится в качестве аварийного;
  • если земля под многоквартирным домом подлежит изъятию для государственных нужд.

Некоторые группы граждан могут не вносить оплату

Кроме того существует круг лиц, которые имеют право на получение льгот при оплате капремонта:

  • участники Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов;
  • члены семьи военнослужащего, если тот погиб при несении военной службы;
  • лица, официально признанные в качестве пострадавших от радиации (например, жители Чернобыля и прилегающих местностей);
  • инвалиды 1-й и 2-й группы;
  • педагоги, занимающиеся трудовой деятельностью в сельской местности;
  • лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами;
  • граждане, вышедшие на пенсию.

Отдельного упоминания заслуживают пенсионеры по возрасту. Если они достигли 80-летнего рубежа, то полностью освобождаются от взносов за капремонт. Лица, дожившие до 70 лет, обязаны выплачивать половину суммы при условии, что они признаны одинокими или вместе с ними проживают лица пенсионного возраста.

Если граждане владеют жильем в новых домах, то им также разрешено не оплачивать капремонт. Основным условием в данном случае является тот факт, что здание введено в эксплуатацию не раньше чем 5 лет назад. Временами управляющая компания решает начать сбор денег на проведение капремонта до того, как 5-летний срок истечет, чтобы в будущем пришлось меньше платить. Осуществлять это без согласия общего собрания жильцов запрещено.

Если на собственника подали в суд за неуплату капитального ремонта, то самым правильным выходом будет просто погашение образовавшейся задолженности. Единственное условие – необходимость проследить, чтобы в платежных документах стояла сумма, которая соответствует занимаемой жилой площади без всяких приписок. Самостоятельно произвести расчет суммы довольно просто. А при необходимости всегда можно воспользоваться онлайн-калькулятором, которые во множестве представлены на региональных юридических сайтах.

Чего ждать при неуплате за коммунальные услуги? Узнать об этом можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *