Новые паспорта в России

Новые паспорта в России

Что такое электронный паспорт

Всем известно, что прогресс не остановить. Он неизменно, семимильными шагами идет вперед, условия человеческой жизни меняются чуть ли не ежеминутно. Поэтому требуется новый подход и к выдаче государственных документов. Электронные паспорта в России представляют собой особый вид карты, удостоверяющей личность граждан. Законопроект сейчас находится на рассмотрении. Но, с огромной вероятностью его примут и нужно быть готовым к изменениям как в процедуре, так и во внешнем виде документа.

Новый паспорт является графической картой. В ней будет содержаться вся информация о человеке. Тут же будет размещаться фото, отпечатки пальцев и другие необходимые для идентификации личности данные. Пока окончательный перечень надписей не утвержден. Но, то, что россиян переведут на электронные паспорта, преследует определенную цель. В последнее время увеличилось количество порчи документов в виде книжечки. Это происходит не только по вине владельца, а и ввиду низкой устойчивости бумаги к потертостям. То есть, с течением времени, ее внешний вид портится, она выцветает. С картой такого не произойдет. Ее можно будет только потерять. А еще, государство хочет ограничить возможность коррупции при проведении различных юридических действий.

Предполагается, что когда в России введут электронные паспорта, их будет легче изготовить. Это в разы сократит время на выдачу документов и снизит очереди в паспортных столах. При этом, биометрические данные облегчат поиск граждан.

Читайте также о чипировании населения РФ

Чем регламентируется возможность выдачи электронных паспортов

Так будет выглядеть Электронный паспорт в России в 2020-ых годах

Опираясь на последние новости о выдаче электронного паспорта гражданина РФ, можно сделать вывод, что законодательным основанием является новый законопроект. Он пока не принят, но уже находится на рассмотрении. Судя по его тексту, форма основного документа гражданина должна быть изменена. Если разбираться в основных положениях закона, стоит отметить несколько.

  1. Карта точно также, как и бумажный паспорт будет получаться по достижению лицом 14 лет.
  2. Срок действия документа составляет 10 лет. По истечению данного срока его должны заменить в государственных органах. Напомним, что бумажное удостоверение личности действовало бессрочно.
  3. Карта меняется в обязательном порядке при замене личных данных. К ним относится имя, любой из инициалов, дата рождения, пол. Также в соответствующие органы можно обратиться в том случае, когда паспорт пришел в негодность, сломался или потерся. Ещё, одним из основных факторов замены являются ошибочные или искаженные данные.
  4. Получать новое удостоверение необходимо в миграционных органах по всей стране. Причём, когда заполняется заявление на получение, можно указать не только адрес по прописке, но и место фактического нахождения.
  5. Об утрате карты нужно будет подать заявление, но несколько другой формы, чем предусмотрена сейчас. Для примера, в данный момент в случае утери, кражи документа, гражданин должен идти в полицию. Теперь же восстановлением занимается миграционная служба, то есть орган, которым была выдана карта.
  6. После того, как гражданин обращается в тематический государственный орган по поводу изготовления удостоверение личности с пакетом документов, готовую карту он должен получить не более, чем через 10 дней.
  7. В закон о налогах и сборах должен быть внесён новый пункт о государственной пошлине, которая высчитывается у лица, заказавшего новый паспорт. Если сравнивать цифры с нынешними, насколько они изменятся пока неизвестно. Но, сейчас они составляют от 200 до 500 рублей.

Если законопроект будет принят, он вступит в силу уже в следующем году. Но, можно будет получать электронные паспорта в России с 2021.

Преимущества и недостатки электронных паспортов

С тем, когда будут выдавать электронные паспорта в России, мы разобрались. Теперь рассмотрим, какими плюсами и минусами обладает данное решение. Для начала, подобный носитель является в разы практичнее привычной нам книжечки. Срок их службы определяется не тем, как вы будете с ними обращаться, а качеством пластика. Конечно, подробную карту можно сломать. Но, материал обладает определенным коэффициентом сопротивления, поэтому об этом можно даже не переживать. Для того, чтобы не потерять новое удостоверение личности, сможете купить для него специальную обложку или корочку.

Также, подобные носитель в разы облегчат электронный оборот. Практически все процессы, начиная от покупки чего-либо, заканчивая оформлением документов, будут доведены до автоматизма. Причём, при помощи чипов планируется свести к минимуму количество жульничеств с кредитами, банковскими счетами. Ведь недостаточно будет просто взять паспорт. Необходимо еще и обладать определенным отпечаткам пальцев.

К сожалению, не всё так радужно. В нашей стране в большинстве государственных заведений действуют устаревшие системы. Специальные сканеры есть у единиц из них. Поэтому считывать информацию с электронного паспорта в первое время будет довольно сложно.

Введение паспортной системы

СОВЕТСКАЯ ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДО 1932 Г.

Через считанные дни после октябрьского переворота паспортная система Российской империи была по сути дела объявлена недействительной. 11 (24) ноября 1917 года был обнародован декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»:

«Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются, и устанавливается одно, общее для всего населения России, наименование граждан Российской Республики».

Поскольку паспортная система основывалась на сословном делении (для разных сословий существовали разные правила учета и разные «виды на жительство»), упразднивший его декрет практически уничтожил прежнюю паспортную систему. Причем ее разрушение произошло именно тогда, когда динамика перемещений населения (вследствие войны и революционных потрясений) была наиболее высокой, то есть когда и второй принцип (закрепленности человека за определенным местом) перестал работать. В результате прежняя паспортная система (то есть система учета и контроля населения империи) рухнула. Успешно разрушив внутреннюю паспортную систему, новая власть первым делом озаботилась возведением барьеров между советской Россией и остальным миром. Уже 2 декабря 1917 года Троцкий издал приказ о «визации паспортов» при въезде в РСФСР. Отныне въезд в пределы советской России разрешался лишь лицам, имевшим паспорта, заверенные единственным в те дни советским представителем за рубежом Вацлавом Воровским, находившимся в Стокгольме. Тремя днями позже «впредь до дальнейших распоряжений» нарком НКВД Григорий Петровский распорядился о запрещении выезда из РСФСР граждан воевавших с Россией государств без разрешения местных советов.

Внутри России полный развал и неразбериха в учете перемещений огромных масс населения (переселенцев, беженцев, эмигрантов) длились почти год. Первым шагом к восстановлению системы учета населения стал декрет Совнаркома РСФСР от 5 октября 1918 года «О трудовых книжках для нетрудящихся». Изданию этого декрета предшествовало принятие первой Конституции в июле того же года. В параграфе «е» статьи 3 Конституции говорилось: «В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность». Статья 18 Основного закона гласит: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: “Не трудящийся да не ест!”» В этом контексте документ о выполнении трудовой повинности имел все шансы стать основным документом советского человека. Собственно, так трудовые книжки и задумывались. В декрете о трудовых книжках говорилось, что поскольку труд является обязанностью граждан республики, то вместо паспортов и прочих удостоверений личности теперь будут использоваться трудовые книжки.

С окончанием гражданской войны борьба с «трудовым дезертирством» несколько утихла. Переход к нэпу требовал другой стратегии по отношению к «трудовым резервам». Принцип жесткой закрепленности рабочей силы за предприятиями становился тормозом в осуществлении планов подъема экономики. Этим, по всей видимости, можно объяснить резкое изменение отношения власти к системе контроля и учета населения (и прежде всего, трудоспособного населения). Законом от 24 января 1922 года всем гражданам было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Это право было также подтверждено в статье 5 Гражданского кодекса РСФСР. Более того, вышедший вскоре декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» открывался уникальной статьей:

«Органам управления воспрещается требовать от граждан Р.С.Ф.С.Р. обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории Р.С.Ф.С.Р.

Начался короткий и совершенно уникальный в современной российской истории так называемый легитимационный период, когда по сути дела люди были избавлены как от необходимости иметь паспорт, так и от привязки к месту проживания. Такой порядок соответствовал принципам новой экономической политики, обеспечивая свободу развития рыночных отношений. В легитимационной системе паспорт становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу.

Переломными оказались 1928-1929 годы. В это время было покончено с нэпом и объявлен курс на индустриализацию и сплошную коллективизацию. Страна оказалась ввергнутой в жестокий продовольственный кризис. Начался голод. Огромные массы сельских жителей искали спасения от голодной смерти в городах. Остановить это перемещение могло только новое закрепощение сельского населения. Оно и было введено в 1932 году в виде советской паспортной системы. Разумеется, ее введение не было продиктовано исключительно тем, что в ситуации голода 1931—1932 годов власть стремилась отрезать сельское население от городов. Переход к плановой экономике предполагал наличие налаженной системы учета и контроля рабочей силы. Ну и конечно паспортизация стала важнейшим инструментом «чистки» населения крупных городов и шире — «режимных зон».

А.К. Байбурин. К предыстории советского паспорта (1917—1932)

ВВЕДЕНИЕ ПАСПОРТОВ

В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании Положения о паспортах.

2. Ввести единую паспортную систему с обязательной пропиской по всему Союзу ССР в течение 1933 года, охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы, Минска, Ростова-на-Дону и Владивостока.

3. Поручить Совету народных комиссаров Союза ССР установить сроки и очередность введения паспортной системы во всех остальных местностях Союза ССР.

4. Поручить правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим Постановлением и Положением о паспортах.

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов”

ВЗГЛЯД ПОЭТА

И вдруг,

как будто

ожогом,

рот

скривило

господину.

Это

господин чиновник

берет

мою

краснокожую паспортину.

Берет —

как бомбу,

берет —

как ежа,

как бритву

обоюдоострую,

берет,

как гремучую

в 20 жал

змею

двухметроворостую.

Моргнул

многозначаще

глаз носильщика,

хоть вещи

снесет задаром вам.

Жандарм

вопросительно

смотрит на сыщика,

сыщик

на жандарма.

С каким наслажденьем

жандармской кастой

я был бы

исхлестан и распят

за то,

что в руках у меня

молоткастый,

серпастый

советский паспорт.

Я волком бы

выгрыз

бюрократизм.

К мандатам

почтения нету.

К любым

чертям с матерями

катись

любая бумажка.

Но эту…

Я

достаю

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я —

гражданин

Советского Союза.

В.В. Маяковский. Стихи о советском паспорте.

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ПАСПОРТА

Введенная в 1932 году единая паспортная система в последующие годы изменялась и совершенствовалась в интересах укрепления государства, улучшения обслуживания населения.

Заметным этапом в истории формирования и деятельности паспортно-визовой службы явилось постановление СНК СССР от 4 октября 1935 года «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и столов исполнительных комитетов», которые до этого времени подчинялись органам ОГПУ.

На основе Постановления СНК СССР от 4 октября 1935 года в Главном управлении милиции, управлениях милиции республик, краев и областей были созданы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР).

Эти структуры работали в течение 30-х и 40-х годов самостоятельно. В дальнейшем они неоднократно объединялись с паспортными аппаратами органов милиции в единые структурные подразделения и выделялись из них.

Для улучшения идентификации гражданина СССР с октября 1937 года в паспорта стали наклеивать фотографическую карточку, второй экземпляр которой хранился в милиции по месту выдачи документа.

Во избежание подделок ГУМ ввело специальные чернила для заполнения бланков паспортов и спец. мастику для печатей, штампы по креплению фотокарточек.

Кроме того, периодически рассылало во все отделения милиции оперативно-методические ориентировки о способах распознания поддельных документов.

В тех случаях, когда при получении паспортов предъявлялись свидетельства о рождении из других областей и республик, милицию обязывали предварительно запрашивать пункты выдачи свидетельств, чтобы последние подтвердил подлинность документов.

С 8 августа 1936 года в паспортах бывших заключенных «лишенцев» и «перебежчиков» (перешедших границу СССР «самовольно») делалась отметка следующего содержания «Выдан на основании пункта 11 Постановления СНК СССР за№ 861 от 28 апреля 1933 года».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производилась соответствующая отметка органами ЗАГС.

К 1937 году паспортизация населения в определен, правительством местностях была повсеместно закончена,’ паспортные аппараты выполнили задачи, которые на них возлагались.

В декабре 1936 года паспортный отдел ГУ РКМ НКВД СССР был передан в отдел наружной службы. В июле 1937 года паспортные аппараты на местах также вошли в состав отделов и отделений службы управлений рабоче-крестьянской милиции. На их сотрудников возлагалась обязанность повседневного поддержания паспортного режима.

В конце 30-ых годов вносятся существенные изменения в паспортную систему. Ужесточалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортного режима.

Верховный Совет СССР 1 сентября 1939 года принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», а 5 июня 1940 года приказом народного комиссара Обороны СССР объявлены руководящие правила, определившие и задачи милиции в области проведения воинского учета…

В военно-учетных столах отделений милиции (в сельских местностях и поселках в соответствующих исполкомах Советов) велся первичный учет всех военнообязанных и призывников, персональный (качественный) учет рядового и младшего начальствующего состава запаса.

Военно-учетные столы проводили свою работу в тесном контакте с районными военными комиссариатами. Эта работа продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

Развитие паспортной системы в условиях укрепления административно-командной системы в СССР и в период перестройки в России

“НОВОЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВО” В ДЕРЕВНЕ

Особенно унизительному закрепощению подвергались жители деревни, так как, согласно вышеуказанным постановлениям Совнаркома СССР № 57/1917 от 27 декабря 1932 года и № 861 от 28 апреля 1933 года, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных “режимными”. Остальные сельчане паспортов не получили. Оба предписания устанавливали длинную, сопряженную со многими трудностями процедуру получения паспортов для стремящихся покинуть деревню. Формально закон определял, что “в тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на один год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях” (пункт 3-й постановления СНК СССР № 861 от 28 апреля 1933 года). Фактически же все обстояло иначе. 17 марта 1933 года постановление ЦИК и Совнаркома СССР “О порядке отходничества из колхозов” обязывало правления колхозов “исключать из колхоза тех колхозников, которые самовольно, без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами (так именовались представители администрации, которые от имени советских предприятий ездили по деревням и заключали договоры с колхозниками. — В. П.) бросают свое колхозное хозяйство” 10 . Необходимость иметь на руках договор перед выездом из деревни — первый серьезный барьер для отходников. Исключение из колхоза не могло сильно напугать или остановить крестьян, на собственной шкуре успевших узнать тяжесть колхозных работ, хлебозаготовки, оплату по трудодням, голод. Препятствие состояло в другом. 19 сентября 1934 года принимается закрытое постановление Совнаркома СССР № 2193 “О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами”. Традиционный термин “отходники” камуфлировал массовое бегство крестьян из колхозных “резерваций”.

Постановление от 19 сентября 1934 года определяло, что в паспортизированных местностях предприятия могут принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, “лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему местожительству, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника”. Проходили десятки лет, менялись инструкции и положения по паспортной работе, наркомы, а затем министры внутренних дел, диктаторы, бюрократы, но это решение — основа прикрепления крестьян к колхозным работам — сохраняло свою практическую силу.

В. Попов. Паспортная система советского крепостничества


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *